+37 062 421 875
+38 050 042 83 55

Придорожный контроль техсостояния ТС

Придорожный контроль техсостояния ТС

Техосмотр транспортных средств на полном серьезе обещает вернуться в Украину. И, по всей видимости, эта процедура получит совсем иную форму, по крайней мере – в части предписанных в Директивах ЕС инструкций и требований. Более того, кроме регулярного ТО на специальных аккредитованных СТО планируется ввести и внеплановый придорожный контроль техсостояния транспорта. Именно о нем и пойдет речь далее.

Зачем проверять транспорт прямо на дороге? С целью повышения безопасности на дорогах и снижения количества ДТП, пострадавших и погибших в дорожных происшествиях. «Стратегия повышения уровня дорожной безопасности до 2020 года», предложенная Кабмином, предусматривает ряд мер, направленных на повышение безопасности на транспорте, а ее цель – приведение к 2020 году показателей по количеству жертв и пострадавших в ДТП к среднему уровню по ЕС.

Кто будет проводить придорожный техосмотр? Согласно Директиве 2014/47/ЕС будут созданы «передвижные пункты технического контроля», с портативным оборудованием, необходимым для проведения углубленной придорожной проверки ТС. Обслуживать такие ППТК будут сотрудники контрольных служб, которые компетентны осуществлять придорожный техосмотр. Также допускается работа передвижных пунктов, которые будут осуществлять только первичный визуальный осмотр ТС, без использования диагностического оборудования. В случае же обнаружения дефектов, ТС будет отправляться на ближайший стационарный пункт техконтроля для проведения ТО по полной программе.

Что будут проверять? После идентификации ТС проверка пойдет по такому плану:

  • Тормозная система;
  • Рулевое управление;
  • Обзорность (стекла, зеркала, стеклоочистители и т. п.);
  • Осветительное оборудование и части электрической системы;
  • Оси, колеса, шины, подвеска;
  • Шасси и крепежные элементы шасси;
  • Другое бортовое оборудование;

Содержание вредных веществ или коэффициент поглощения (для дизелей) в выхлопных газах;

Для пассажирских автобусов предусмотрены дополнительные проверки. Каждый из этапов имеет детальную инструкцию, а все неисправности, в случае их наличия, будут разделены на три группы, относительно степени их влияния на безопасность.

Первая категория – незначительные дефекты, не влияющие на безопасность, или такие, которые легко устраняются на месте. Примером может послужить перегоревшая лампа в фаре или габаритном плафоне, которую легко заменить на месте. Существенные недостатки (вторая группа) – такие, которые могут потенциально нести угрозу безопасности или окружающей среде. Пример – сильный износ тормозных дисков или барабанов. Ехать можно, — но скорее всего, уже с полученным предписанием и только до ближайшей СТО. Кстати, «вырезка катализатора» попадает в эту группу: автомобиль, в котором каталитический нейтрализатор был заменен на «вставку-пустышку», будет отправлен на СТО для восстановления заводской конструкции выпускной системы. И третья категория – дефекты, которые непосредственно представляют прямую угрозу безопасности как дорожной, так и экологической. Повышенный люфт на рулевом колесе, трещины силовых элементов подвески, утечка тормозной жидкости или слишком раннее падение давления в пневмосистеме – причина получения запрета на эксплуатацию такого ТС, до момента устранения дефектов.

А если ТС не прошло придорожный техконтроль? Может ли конкретный автомобиль находиться в эксплуатации далее — будет зависеть от общего количества выявленных дефектов. При обнаружении критических проблем из третьей категории ТС должно быть доставлено на СТО и отремонтировано. При допустимом суммарном количестве дефектов второй категории ТС может продолжать движение, но водитель получит предписание с перечнем неисправностей, подлежащих устранению, и сроков, в которые он должен уложиться. Если общее количество дефектов категории 2 превысит некую сумму, определяемую по специальной формуле, такое ТС может быть отнесено в третью категорию, то есть получить запрет на эксплуатацию.

Незначительные дефекты из первой категории не предусматривают запрета на эксплуатацию, — но если автомобиль в запущенном состоянии, суммарное количество поломок может перенести его во вторую категорию, или даже в третью.  После устранения дефектов и получения «сертификата пригодности» на аккредитованном пункте техконтроля, ТС возвращается к обычной эксплуатации. Если ТС прошло придорожную проверку техсостояния, водитель получает документ об этом, который позволит некоторое время пропускать придорожный техконтроль. Также следует помнить, что в действующем Админкодексе предусмотрена ответственность за эксплуатацию неисправных ТС, а согласно тексту «Стратегии» размер штрафов следует пересмотреть, разумеется, в сторону повышения.

Какие ТС будут проверять на придорожном техконтроле? Согласно Директиве 2014/47/ЕС, под действие придорожного техконтроля попадают коммерческие транспортные средства. Это пассажирские автобусы всех типов, грузовики с полной массой выше 3,5 тонн и прицепы к ним, трактора, развивающие скорость выше 40 км/ч. Но владельцам частного транспорта рано вздыхать с облегчением. Важное замечание: в проекте постановления КМУ «Стратегия повышения уровня дорожной безопасности до 2020 года» нет привязки к упомянутой Директиве, в разделе IV, п. 4, в котором описаны планы относительно безопасности ТС. Там сказано о «введении придорожного контроля техсостояния», без конкретизации для каких именно типов ТС. К Директиве 2014/47/ЕС отсылка есть в разделе, касающемуся коммерческого транспорта.

Итак, поскольку в разделе об общей безопасности ТС не конкретизируется перечень ТС, а также учитывая, что описанная Директива — это единственный документ, на содержании которого будут основываться принципы проведения придорожных проверок техсостояния ТС в Европейском Союзе, есть все основания полагать, что принципы придорожного техконтроля коммерческих ТС в Украине могут быть применены и для частного транспорта, с поправкой на требования для ТС полной массой менее 3,5 тонн.

Когда может заработать придорожный техосмотр? Еще раз взглянув на название проекта постановления «Стратегия повышения уровня дорожной безопасности до 2020 года», несложно понять: все должно быть введено в действие ранее 2020 года, поскольку к этому времени уже должны быть очевидны первые результаты работы «Стратегии». Согласно тексту Директивы 2014/47/ЕС, до 20 мая 2017 года все государства-члены ЕС должны полностью подготовить свое законодательство для выполнения Директивы. Ввести в действие все положения государства-члены должны 20 мая 2018 года.